Факторы современных вызовов и рисков для религиозного экстремизма

Экстремизм на религиозной почве в современном мире является вызовом стабильности и созиданию . Радикальные идеологии способствуют разжиганию розни и совершению действий, направленных на расшатывание обществ . Террористические акты являются реальной угрозой безопасности граждан и государств . В условиях глобализации мы наблюдаем повсеместное влияние и взаимозависимость, когда локальные события связаны с глобальными трендами .Религиозный экстремизм в Казахстане также является отголоском событий, тенденций, развивающихся в мире . Изучение причин и факторов религиозной радикализации является актуальным для учета вызовов и угроз экстремизма с тем, чтобы вовремя реагировать и грамотно выстраивать политику государственно-конфессиональных отношений . В данной статье предпринимается попытка анализа факторов, способствующих радикализации людей и приводящих к экстремистским проявлениям на религиозной почве.

Понятие религиозного экстремизма
Нормативное определение понятия «религиозный экстремизм» представлено в Законе Республики Казахстан «О противодействии экстремизму» от 2005 года [2] . Так, согласно статье данного Закона, действия могут быть признаны экстремистскими, если физическое или юридическое лицо, объединение физических или юридических лиц организуют или совершают действия от имени запрещенных в стране экстремистских организаций.

В соответствии с этим, с 2006 года в Казахстане составляется список запрещенных террористических и экстремистских организаций [3] .Необходимо отметить, что под экстремистские подпадают организации, совершающие политические, национальные, религиозные действия, направленные на нарушение законных основ жизнедеятельности государства . Непосредственно под религиозным экстремизмом в Законе «О противодействии экстремизму» понимаетсяразжигание религиозной вражды или розни, в том числе связанной с насилием или призывами к насилию, а также применение любой религиозной практики, вызывающей угрозу безопасности, жизни, здоровью, нравственности или правам и свободам граждан [2] .Религиозный экстремизм в Казахстане и его факторы: об истории проблемыВ Казахстане проявление религиозного экстремизма, в большей степени, связывают с исламом, точнее с салафитским, или как многие его еще называют «псевдосалафитским», направлением . Как пишет Н .Н . Рыжичкин, «Вплоть до терактов 2011 года руководство страны не верило в возможность распространения на казахстанской земле идей религиозного экстремизма и возникновения в республике «своих» террористов» [4] .Другой исследователь К .И . Поляков предлагает хронологию распространения исламского экстремизма в Казахстане, разделив на 3 этапа . Первый этап характеризуется как латентное (скрытое) распространение религиозного экстремизма среди целевых групп и приходится на 1991-1998 годы . Временные рамки второго этапа включают 1999-2010 годы и отмечаются фактами появления активных радикальных проповедников и различных деструктивных жамагатов . Третий этап – современный, начиная с 2011, связан с проявлением радикальности в виде религиозно мотивированных террористических актов [5, 13].

Анализируя причины распространения религиозного экстремизма, К .И . Поляков на первом этапе, наряду с социально-экономическими проблемами, выделяет исламизацию как процесс заполнения идеологического вакуума на месте коммунистической идеологии СССР; активное проповедничество и постепенную дифференциацию формирующейся мусульманской уммы; неготовность государственных органов организовать эффективную работу по противодействию религиозному экстремизму и отсутствие необходимой законодательной базы; нехватку специалистов и слабость контроля в сфере.
 

Исламской культовой и образовательной деятельности; низкий уровень кадровых и организаторских возможностей Духовного управления мусульман Казахстана (ДУМК); обучение молодежи в сомнительных зарубежных учебных заведениях, где студенты усваивали радикальные религиозные установки; географическую близость Казахстана к странам, где политический (радикальный) ислам имеет сильные позиции – Афганистан, Пакистан и др . [5, 13-16] . Как утверждают исследователи С . Амандыкова и И .Искакова, Закон Республики Казахстан от 15 янваpя 1992 года «О свободе вероисповедания и религиозных объединениях» [6] наделял религиозные объединения и миссионеров слишком широкими правами и свободами: «На этой весьма благодатной почве и в результате пассивного отношения правительства в первые годы образования независимой Республики Казахстан к данной проблеме и недостаточной религиозной грамотности населения многие граждане Казахстана, особенно представители молодого поколения, попали под влияние деструктивных религиозных сил» [7].

События в соседних государствах: теракты 1999 года в Узбекистане, а также Баткентские события 1999-2000 годов в Кыргызстане, и более того теракт 11 сентября 2001 года в США оказали сильное влияние на государственную политику Казахстана в отношении религиозно мотивированного экстремизма и терроризма . Политолог Ерлан Карин, возглавлявший в 2004-2006 годах Центр антитеррористических программ, отмечает, что хоть экстремизм и терроризм воспринимался преимущественно как внешняя угроза, «тем не менее в Казахстане была проделана значительная работа по созданию и совершенствованию законодательной базы для выявления и пресечения террористической и экстремистской деятельности» [8] . Как было отмечено выше, исследователь К .И . Поляков современный этап отсчитывает с 2011 года и считает его самым тяжелым этапом в развитии исламского экстремизма в Казахстане: «По мере роста числа приверженцев исламского экстремизма в Казахстане их религиозно-идеологическое противоборство со светским государством перешло в фазу вооруженной борьбы» [5, 24] .В 2011-2012 годах были совершены теракты в Актобе, Атырау, Таразе, Актюбинской, Атырауской и Алматинской областях, в которых погибли не только террористы, но и сотрудники правоохранительных органов, гражданские лица.

В 2016 году теракты произошли в Актобе и Алматы . На современный период также приходятся события в Сирии и Ираке . После поражения ИГИЛ (запрещена в РК) Казахстан выразил готовность вернуть на родину соотечественников, особенно женщин и детей и было уже осуществлено пять этапов гуманитарных операций «Жусан» и «Русафа» . Единого мнения о причинах и факторах, способствующих радикализации, не существует . В докладе Генерального секретаря Организации Объединенных Наций «План действий по предупреждению насильственного экстремизма» говорится, что «достоверных статистических данных о факторах, приводящих к радикализации отдельных лиц, не имеется . Несмотря на наличие определенных различимых тенденций и моделей поведения в настоящее время среди ученых и исследователей консенсус существует лишь в отношении отдельных аспектов» [9] . Тем не менее, концептуализация факторов на основе «подталкивающих» и «притягивающих» мотивов, причин, в том числе на основе сравнительного анализа, имеет свой эвристический потенциал.

Факторы радикализации

В целом, под подталкивающими факторами понимаются негативные социальные, культурные и политические аспекты окружения человека, которые «подталкивают» его на путь радикализации . Это – поводы для возникновения недовольства, которые создают чувство разочарования в обществе или в государстве, которые, в свою очередь, побуждают людей искать способы исправления сложившейся ситуации . Некоторые исследователи понимают под данными факторами фундаментальные причины, такие как бедность, безработица, неграмотность, дискриминация и политическая, экономическая маргинализация [10] . Как считают специалисты организации «Поиск общих интересов»: «Хотя подталкивающие факторы не могут полностью объяснить радикализацию в конкретном контексте, они являются важной отправной точкой . Они выявляют насущные для общества проблемы и помогают нам понять, как эти проблемы способны формировать контекст и среду, в которой могут укорениться разногласия, недоверие и насильственный экстремизм» [11] .Рассмотрим более подробно факторы, способствующие радикализации на отмеченных трех уровнях: микро-, мезо-, и макро-уровнях . К подталкивающим факторам на микроуровне относятся проблемы психологического порядка . Актуальными являются проблемы внутри семьи (домашнее насилие, развод родителей, несостоявшиеся отношения с родителями, которые не уделяют внимания, любви, тепла детям), а также другие психологические травмы . Многие психиатры едины во мнении, что сложные отношения с родителями в период взросления могут нанести эмоциональный ущерб, который ослабляет самооценку [12] . Из-за этого люди, «неспособные справиться со своими собственными недостатками», тем самым «нуждаются в виноватых», что делает их особенно привлекательными для поляризующей риторики экстремистов [12] . Исследования немецких социологов показывают, что 79 процентов из 227 изученных леворадикальных террористов имели глубокие конфликты с родителями [13] . Исследования, проведенные в Кении, говорят, что большинство радикализированной молодежи там – выходцы из неполных семей [12] . Также анализ данных в отечественных исследованиях лиц, вернувшихся из  зон террористической активности, подтверждают данный фактор: многие из них выросли в неблагополучной семейной атмосфере . На них повлияли развод в детстве, проблемы отца с алкогольной зависимостью, холодные отношения в семье, неполная семья, ссоры на почве религиозных взглядов, и так далее.

Роль родителей в развитии ребенка играет ключевую роль в формировании эмоционального здоровья, включая позитивное чувство самодостаточности, умение справляться со стрессовыми ситуациями, контролировать свои страхи и так далее . Ряд исследований отмечают, что среди прочего, низкий уровень чувства принадлежности к чему-либо (например, к своей семье, к обществу, к этничности) делает молодых людей более уязвимыми для вовлечения в насильственный и ненасильственный экстремизм [14].

Фактор семьи сопровождается и другим важным моментом социализации в детстве – поведенческие паттерны в школе . Данные в области подростковой психологии говорят, что вовлечение в криминальные круги, буллинг в школе влияет на процесс маргинализации молодых людей, а также на их дальнейшую радикализацию . Кроме этого, исламовед Оливье Руа, рассматривая социальный профиль западных радикалов, также указывал на склонность их к «культуре насилия» [15, 32-33] .Немаловажным фактором исследователи считают отношение к спорту.

Занятия в детстве и подростковом возрасте такими боевыми видами как тейквондо, кикбоксинг, бокс, борьба ориентируют на кумиров, авторитетов . Нарративы радикалов свидетельствуют, что с подросткового возраста они были склоны к культу силы, героизации людей, авторитет которых основан на силовых качествах .Отдельно стоит отметить влияние психологических травм, в том числе перенесенные потрясения, связанные с трагическими обстоятельствами .Факторымезоуровня связаны с социальным окружением и разного рода межгрупповыми отношениями (межэтническими, межконфессиональными и внутриконфессиональными) . Негативные характеристики социального окружения влияют на выбор жизненных траекторий.

Выбор между «хорошим и плохим» может подталкивать к выбору предпочитаемого окружения . Так, например, в интервью студентов столичных учебных заведений отмечалось, что окружение во время учебы в колледже было плохое – многие употребляли алкоголь, курили и т .д .: «Окружение поначалу было плохое, все курили, пили там, гуляли . И я так наблюдала, наблюдала и просто выбрала для себя тех, кто ходил на пятничную молитву» .На макроуровне исследователи рассматривают роль государства и общества, проблемы международных отношений, дискриминацию со стороны большинства, напряженные отношения большинства и меньшинства, отсутствие социо-экономических возможностей, слабую интеграцию в обществе, результаты глобализации (в том числе активное развитие интернета), уровень общего образования, миграцию (как внешнюю, так и внутреннюю).

Казахстанские эксперты среди факторов, способствующих радикализации, выделяют религиозную неграмотность, незнание и отсутствие возможностей изучения религиозных основ с достоверных, проверенных источников . Другим немаловажным фактором выступает неудовлетворенность деятельностью Духовного управления мусульман Казахстана . Пропаганда деструктивных религиозных течений направлена на формирование контрнарративов,направленных против официального духовенства, на дискредитацию их деятельности в двух направлениях – в форме критики их материальной и финансовой деятельности (проблемы коррупции, непрозрачности, закрытости) и в форме идеологии (незнание имамами элементарных основ религии, их некомпетентность).

На макроуровне также оказывают большое влияние процессы внутренней миграции и урбанизации. В отчете Европарламента «Радикализация и противодействие радикализации: гендерная перспектива», авторы отмечают, что, согласно некоторым исследованиям, более 90% европейских иностранных боевиков (мужчины и женщины) пришли с сельской местности [16].

Интересным в этой связи представляется исследование психологов в 1990-ых годах в Нигерии . Результаты показывают, что миграция с сельской местности в большие города является ключевым фактором радикализации . Переезжая в большой мегаполис, молодые люди, чувствующие злость на родителя и одиночество, и оказываясь в тесном переплетении новых социальных связей большего города, не только нуждаются в «крыше над головой и еде», но и в чувстве братства и единства, чем и пользуются радикальные группы [17].

Для казахстанских реалий это фактор тоже значим . Выходцы из сельской местности и их дальнейшее попадание в урбанизированную среду, предоставление самому себе в условиях большого города, формирование новых социальных связей, привязанностей во время учебы играет большую роль в формировании предпочтений.

В отличие от подталкивающих притягивающие факторы – это позитивные характеристики и вознаграждения (как материальные, так и нематериальные), которые предлагают экстремистские организации и которые «притягивают» уязвимых лиц к данным группам . Это включает в себя идеологию, сильные «братские» и «сестринские» отношения, чувство принадлежности, репутация, героизация, романтизация, чувство приключений, и другие социальные, и духовные элементы [11].

Некоторые исследователи считают, что притягивающие факторы носят более экзистенциальный характер (например, обретение смысла жизни, чувство идентичности) [18] . Важную роль в данного вида факторах играет психологическое состояния индивида, его связи с членами семьи, друзья, которые непосредственно способны влиять на сознание человека. Важную роль играет также и интернет, легкодоступность к различного рода сомнительным материалам, которые предлагают простые ответы на сложные жизненные проблемы.

Факторы притяжения обусловлены системно выстроенной, использующей психологические методы, пропагандой радикальных религиозных организаций с тем, чтобы предложить привлекательный образ своей группы, проект общественного устройства, который они выдвигают.

Притягивающие факторы на микроуровне, как и в подталкивающих, связаны прежде всего с ролью семьи, родственников и ближайшего окружения – знакомых, соседей и друзей . Так, например, при исследовании причин радикализации на Филиппинах, исследователь Джульетт Лоеш пишет, что одним из явных притягивающих факторов для уязвимых к радикализации лиц, является связи с семьей или кланом [19].

Наряду с влиянием семьи, анализ данных показывает особую роль социального окружения объектов исследования – друзья, одноклассники, одногруппники, соседи ит.д.

В казахстанских исследованиях женщин-репатрианток, вернувшихся на Родину в рамках операции «Жусан», определяющим гендерно-сенситивным фактором радикализации отмечается влияние взглядов мужей . Подобный фактор, возможно, объясняется традиционным складом казахстанского общества, где женщина должна следовать определенным гендерным моделям поведения: слушаться мужа, следовать за ним, не спорить, поддерживать во всех его взглядах и так далее . Некоторые исследования подтверждают это – романтические отношения в традиционных обществах может играть важную роль в вовлечении женщин в экстремистские и террористические организации [16].

Одним из самых значимых факторов на мезоуровне, как показывают многочисленные исследования, является феномен групповой связи . Ряд механизмов, таких как социализация, установление тесных внутригрупповых отношений усиливаетиндоктринацию и моральное отречение от традиционных ценностей, потенциально ведущих на путь насильственного экстремизма. Общеизвестно, что методы вовлечения в экстремистские группировки включают в себя так называемую «бомбардировку любовью», часто применяемую неохристианскими организациями . Подобное явление можно наблюдать и в процессе исламистской радикализации.

Так, часть опрошенных в ходе интервью часто говорили о том, что в свое время, привлекательным в экстремистских жамагатах было то, что в них было чувство «братства» и «связь между ними была очень крепкой» . Мужчины отмечали важность принадлежности к братьям по вере, чувство общности и поддержки . Чувство общности приводило к стремлению поддержать и защитить братьев, над которыми издеваются и которых убивают неверные в лице правоохранительных органов в рамках своей страны, или неисламские страны, в основном западные, в мировом масштабе .

Для женщин жамагаты были социальной средой, где они находили сестер по вере, где им подбирали мужей с радикальными взглядами и определяли их жизненную траекторию как «истинных» в их понимании мусульманок.

Дискурс о «сестринстве» является очень распространенным и привлекательным для женщин. В целом же, чувство принадлежности к избранной группе являлось важным фактором для респондентов обоих полов.

На макроуровне притягивающими факторами являются привлекательные элементы идеологического характера, предлагаемые экстремистскими группами: обещание построения справедливого «халифата», идеализация и романтизация будущего, финансовая стабильность и так далее .

Отдельно стоит отметить важность роли интернета и социальных сетей в процессе радикализации . В результате анализа данных глубинных интервью в рамках проекта «Радикализация в эру цифровизации», проведенного неправительственной организацией «RAND», подтверждаются две главные гипотезы:
1) Интернет создает больше возможностей для радикализации;
2) Интернет играет роль «эхо-камеры» – места, где люди находят идеи, поддерживаемые и распространяемыми другими единомышленниками [20].

Согласно исследованию агентства Министерства юстиции Великобритании, интернет играет все большую значимую роль в радикализации в Англии и Уэльсе . В период с 2005 по 2017 года, количество осужденных экстремистов, кто попал под влияние деструктивных идеологий, распространяемых в интернете, выросло, тогда как в то же время наблюдается снижение количество радикализации в оффлайн среде [10].

Выводы

Изучение факторов радикализации, приводящих к религиозно мотивированному экстремизму позволяет предпринимать шаги корректирующего и превентивного характера .

Факторный анализ позволит оценивать вызовы и риски и на основе этого грамотно выстраивать политику государственно-конфессиональных отношений . Как было выше рассмотрено, подталкивающими и привлекающими могут быть факторы разных уровней: личностного порядка, группового и общего влияния на уровне общества и мира, в целом .

Необходимо постоянно изучать факторы, чтобы реально оценивать угрозы и риски насильственного экстремизма . Во внимание нужно брать наработанные методологии, имеющиеся в международном опыте . Мировой опыт теорий и практик изучения религиозного экстремизма и борьбы с его проявлениями учитывает множество факторов, включающих историю и складывание вероубеждения, социальные контексты и намерения, приверженности и мотивации, защитные факторы, идеологии государства и многое другое .

Применение научных подходов к объяснению радикализации, религиозного экстремизма способствует не только комплексному изучению радикализации, но также и факторов, способствующих самой радикализации . Понимание факторов, в свою очередь, является ключевым аспектом в успешности дерадикализации и связанных с нею программ.

Марат Азильханов, докторант кафедры политологии
Евразийского национального университета им.Л.Н.Гумилева