Ерлан Карин: У нас есть своя внутренняя созидательная повестка

Государственный советник Ерлан Карин специально для Tengrinews.kz ответил на вопросы и высказался о логике реформ в Казахстане и попытках навязать обществу ложные повестки.

– Раньше ключевой формулой развития страны был принцип "вначале экономика – потом политика". Но в последние годы политика как будто вышла на первый план. Какова сейчас логика проводимых реформ?

– На мой взгляд, утверждать, что политика вышла на первый план, не совсем верно. Стратегический курс Главы государства с самого начала его президентства нацелен на преобразование всех сфер жизнедеятельности страны. Просто политика более заметна. К тому же в течение одного года прошел референдум, а затем президентские и парламентские выборы. Но одновременно проводится серьезная работа в экономике, в социальной и других сферах.

Что касается политических реформ, то здесь произошли очень глубокие и устойчивые преобразования. Сперва в рамках четырех пакетов политических реформ было принято более 20 законов, что позволило запустить новый процесс демократизации. Затем в мартовском Послании прошлого года Президентом была инициирована масштабная программа политической модернизации. Ее ключевые положения легли в основу конституционной реформы. По итогам референдума фактически поменялась треть Основного закона страны. В дальнейшем были внесены поправки в 7 конституционных законов, 15 кодексов и 29 законов.

Таким образом, была сформирована совершенно новая модель государственно-политического устройства с оптимальным балансом между ветвями власти.

Параллельно реализуются большие экономические реформы. Как вы знаете, в своем недавнем Послании Касым-Жомарт Токаев объявил о переходе к новой экономической модели. Она подразумевает дальнейшую демонополизацию и диверсификацию экономики, развитие промышленности, сельского хозяйства, транспорта и логистики, финансового сектора, системную поддержку малого и среднего бизнеса.

При этом Глава государства постоянно акцентирует внимание на том, что любые политические и экономические реформы не дадут должного эффекта без формирования нового качества нации. То есть необходимы коренные изменения нашего менталитета, привычек, культуры поведения. Об этом было сказано Президентом на втором заседании Национального Курултая в Туркестане.

Таким образом, как мы видим, логика президентских реформ в политике, экономике, идеологии заключается в их синхронности и взаимосвязанности. Каждая новая реформа, новая инициатива дополняют друг друга, они носят системный характер. И в целом все направления президентского курса вместе образуют единую программу модернизации страны.

– Вы сказали о синхронности реформ в политике, экономике и идеологии. Можно ли считать обновление политической системы завершенным или нас ждут дальнейшие изменения в этой сфере?

– Основные заявленные стратегические инициативы успешно воплощены в жизнь. Самое главное – состоялась перезагрузка ключевых институтов власти. Но по отдельным направлениям работа поэтапно продолжается.

Надо понимать, что реформы проводятся не ради самих реформ. Это не самоцель. Важна в первую очередь эффективность самой системы.

Например, некоторые эксперты рассуждают слишком наивно, дескать, если внедрить сплошную выборность акимов, то автоматом снимутся все вопросы. Но при этом не задумываются о том, что надо учитывать многочисленные факторы, такие как, например, межбюджетные отношения, реализация социальных госпрограмм, не говоря уже о разного рода рисках.

Поэтому был выбран механизм ступенчатых выборов в пилотном режиме.

Хочу напомнить, с 2021 года в стране начали проводиться прямые выборы сельских акимов. Причем каждый четвертый кандидат является самовыдвиженцем, а более половины уже избранных ранее не работали акимами. Таким образом, состав сельских акимов постоянно обновляется – за два года избрано около 1 700 сельских акимов. Это происходит не одномоментно, а по завершении полномочий действующих руководителей сел.

С 2022 года назначение на должность акима области и города республиканского значения происходит только после обязательной процедуры голосования депутатов маслихатов по не менее чем двум кандидатурам.

В нынешнем году, буквально сейчас, проходит избирательная кампания по выборам районных и городских акимов в пилотном режиме. В ноябре во всех 17 областях страны прямым голосованием будут избраны акимы 42 районов и трех городов областного значения. Это, безусловно, новый политический опыт. Впервые не только в Казахстане, но и во всем Центрально-Азиатском регионе руководители столь крупных административно-территориальных единиц избираются напрямую гражданами.

Таким образом, фактически чуть ли не каждое воскресенье в том или ином регионе проводятся выборы. То есть конкурентные выборы сегодня уже стали привычным, неотъемлемым элементом политического процесса в нашей стране.

И все реализуемые реформы тщательно изучаются. Мы продолжаем анализировать, отслеживать ход реформ, оцениваем эффективность новых механизмов. И постепенно где-то что-то будем, естественно, корректировать. Одним словом, мы за взвешенный и вдумчивый подход.

Например, в свое время была введена 30-процентная квота для женщин, молодежи при формировании партийных списков на выборах. Спустя время, после применения этой нормы на практике, мы, расширив категории, ввели дополнительную норму о соблюдении этой квоты и при распределении депутатских мандатов. И введение одной только этой нормы способствовало приходу множества новых молодых лиц в политику.


Касым-Жомарт Токаев в Туркестанской области. Фото akorda.kz

– Когда речь заходит про идеологию и внутреннюю политику, все ссылаются на принцип "слышащего государства". А как на практике, в жизни воплощаются подобные идеологемы?

– Концепцию "слышащего государства" Касым-Жомарт Токаев сформулировал еще в 2019 году, в самом начале своего президентства. Главный ее принцип заключается в том, чтобы по всем ключевым вопросам развития страны принимать взвешенные консолидированные решения с учетом общественного мнения. Наиболее яркие примеры – прошлогодний референдум по внесению изменений в Конституцию и предстоящий - по поводу строительства АЭС.

Поэтому можно сказать, что принципы "слышащего государства" сформировали новую модель взаимодействия власти и общества – через диалог и консенсус. И эти же принципы легли в основу президентских реформ. Кстати, Президент сам непосредственно участвовал в диалоге с обществом сначала в рамках Национального совета общественного доверия, а сейчас – Национального Курултая, состоящего из представителей всех регионов и сфер. Национальный Курултай в этом плане стал особой диалоговой площадкой, уникальным механизмом взаимодействия власти и общества.

Более того, надо сказать, что сама реализация реформ стала результатом конструктивного сотрудничества власти и общества. Например, все инициативы в рамках четырех пакетов политических реформ были выработаны в ходе консультаций с членами Национального совета общественного доверия. Предложения экспертов и общественников также легли в основу президентской программы политической модернизации и конституционной реформы. Можно сказать, что власть и общество выступили соавторами реформ. Именно поэтому на референдуме свыше 77 процентов граждан проголосовало за новые поправки.

Но что еще более ценно для нас, это то, что результаты референдума зафиксировали качественно новый уровень консолидации общества. А итоги голосования на последующих выборах еще раз подтвердили, что сегодня у общества и власти единое понимание перспектив развития страны.

Таким образом, главная идея президентских реформ и всей государственной политики – это созидательные перемены на основе инклюзивного диалога власти и общества.

– Если говорить о реформах в сфере идеологии, возникает вопрос: не превратятся ли они в очередную кампанию "запретов и отмен"?

– В Туркестанской речи Президент четко обозначил стратегические задачи в идеологической сфере. Речь идет о формировании нового качества нации, укреплении и развитии общенациональных ценностей.

На текущем этапе основной задачей является систематизация работы и наведение порядка в данном направлении.

Сегодня наблюдаются попытки навязать людям, скажем так, псевдоидеологии, стремление навязать обществу ложные повестки. Разного рода авантюристы продвигают сомнительные идеи, учения порой даже псевдонаучного или мистического толка. Создаются уже целые организации, движения явно сектантского характера. Прикрываясь идеями духовного развития, они попросту обогащаются за счет доверчивых граждан. Дошло до того, что некоторые из них начали присваивать себе государственные функции и самовольно вручать почетные звания и награды. На продаже фальшивых почетных званий организовывают целый бизнес.

Или вот еще одна проблема. В разных регионах тщеславные бизнесмены начали устанавливать на частной территории памятники и монументы, необходимость и художественная ценность которых вызывает большие вопросы. Очень много проблем и в сфере ономастики. Что скрывать, есть примеры, когда в некоторых регионах улицам, школам, другим объектам присваиваются имена малоизвестных личностей, просто потому что они чьи-то родственники.

Все это вызывает справедливое возмущение людей. Поэтому нам нужно установить четкие правила и обеспечить их неукоснительное соблюдение.

В конечном счете цель госполитики – не отменить или запретить что-то, а упорядочить социальные процессы, не допустить разделения общества. У нас есть своя внутренняя созидательная повестка, на которую нам нужно ориентироваться.

– А в чем заключается эта внутренняя созидательная повестка?

– Во-первых, главный принцип – это общественная консолидация. Единство, сплоченность, согласие – все, что способствует целостности общества. Это было и есть фундаментальная цель проводимой политики, причем не только у нас, но и в каждой стране по большому счету. И поэтому все, что может нарушить нашу целостность, внести раскол в общество, – все это будет жестко пресекаться.

Во-вторых, наша консолидация направлена не "против кого-то или чего-то", а "ради" и "во благо". В этом и заключается созидательность нашей повестки. Созидательность – это нацеленность на строительство, преумножение. Это повестка реформ и модернизации, ориентированная на будущее. Поэтому здесь неприемлемы не только какие-то, скажем, деструктивные действия, но и даже любая агрессивная, конфликтная риторика.

В-третьих, формирование курса созидательности невозможно без перенастройки системы общественных ценностей.

Иными словами, если мы хотим быть успешной, развитой страной, то в нашем обществе должны активно культивироваться трудолюбие, профессионализм, стремление к знаниям, солидарность, ответственный подход.

Именно на этих ценностях должна базироваться новая общественная этика, о формировании которой говорит Глава государства.

И это также отвечает широкому общественному запросу. В обществе растет неприятие негативизма, бескультурья, пошлости, скандальности, потребительства, иждивенчества и тому подобного. Так что просто пришло время вплотную заняться этими вопросами. Нам предстоит очень большая и долгая работа по формированию новой системы ценностей. Но это работа не только государства, но и всего общества. Понятно, что здесь не будет быстрых результатов, это достаточно долгий процесс. Но эта работа очень важна и нужна, ее надо уже начинать.

Сохранение единства, созидательное развитие и формирование новой общественной этики – это и есть наша внутренняя повестка, которой мы все должны следовать.