Светское не значит атеистическое

Сегодня довольно актуальным является вопрос светскости, так как среди определенной части нашего общества, понятие светскости ассоциируется с атеизмом и антирелигиозностью. Исходя из этого возникает резонный вопрос что такое светскость и не противоречит ли она интересам развития религий в Республике Казахстан? На указанные вопросы ответил религиовед, специалист столичного Центра изучения религий Нурсултан Женисулы. Ниже, приводим его статью.

Республика Казахстан позиционирует себя как светское государство. Это положение отражает отношение казахстанского государства к религии, в соответствии с которым никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной, а религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом (Конституция РК).

Государство обеспечивает свободу законной деятельности религиозных объединений, но не вмешивается в определение гражданами своего отношения к религии и религиозной принадлежности, в деятельность религиозных объединений, не возлагает на них выполнение функций государственных органов и органов местного самоуправления. То есть государство не вмешиваются в деятельность религиозных объединений, за исключением случаев, когда они нарушают закон. В свою очередь религиозные объединения не вмешиваются в деятельность государства.

Можно сказать, что за время независимости, в нашей стране были выработаны правила равного отношения к человеку независимо от его вероисповедания, исключая те случаи, когда следование религии создает прямую угрозу жизни и здоровью человека, посягает на устои общества. Данный факт отражен и в Конституции РК, которая гарантирует каждому человеку свободу совести и вероисповедания, а также запрещает любые формы дискриминации, в том числе по конфессиональным признакам. Согласно статье 14 Конституции Казахстана «все равны перед законом и судом. Никто не может подвергаться какой-либо дискриминации по мотивам происхождения, социального, должностного и имущественного положения, пола, расы, национальности, языка, отношения к религии, убеждений, места жительства или по любым иным обстоятельствам».

Отделение от государства религиозных объединений и объединений, деятельность которых направлена на распространение идеологии, – один из существенных признаков светскости государства, отражающий или закрепляющий независимость государства и государственно-правовых отношений от санкционирования или давления религии и от подчинения государственной деятельности религиозным объединениям.

Необходимо отметить, что государство и религиозные объединения – не равноправные субъекты, чтобы абсолютизировать их отделение друг от друга, здесь всегда присутствует верховенство государства.

Согласно действующему праву в сфере религии, на религиозные объединения не возлагается выполнение функций государственных органов, они не участвуют в деятельности политических партий, не оказывают им финансовую поддержку, не занимаются политической деятельностью.

Такой принцип государственной политики по отношению к вероисповеданию называется светским. Зачастую светским ошибочно называют общество, необоснованно отождествляя светскость как принцип государственной политики и атеизм как существующее в обществе отношение к религии, иногда доминирующее.

Атеизм – это отсутствие веры в бога и во все сверхъестественное. Светскость просто обеспечивает основу для демократического общества и не стремится оспаривать принципы какой-либо конкретной религии или убеждений, равно как и не стремится навязать атеизм кому бы то ни было. Светскость - это просто основа для обеспечения равенства во всем обществе - в политике, образовании, законодательстве и в других областях - как для верующих, так и для неверующих. Религиозные люди имеют право выражать и исповедовать свои убеждения, но также поступают и те, кто выступает против этих убеждений или ставит их под сомнение. Религиозные убеждения, идеи и организации не должны пользоваться привилегированной защитой права на свободу выражения мнений. В условиях демократии все идеи и убеждения должны быть открыты для обсуждения. Светская модель государства - это единственная универсально применимая система, позволяющая создать общество, в котором приверженцы всех религий могут жить вместе в мире и согласии.

Республика Казахстан, являет собой универсальный мост между западными и восточными культурами, христианством и исламом. Следствием чего служат проведения Съездов лидеров мировых и традиционных религий в столице нашей Родине. Созданная сегодня в Казахстане модель взаимоотношений государства и религиозных объединений, базирующаяся на светскости, включает в себя принципы уважения прав и свобод верующих, на балансе общественных и религиозных интересов, на отношениях партнерства и стремления к взаимопониманию.

Можно с уверенностью сказать, что именно благодаря неукоснительному соблюдению принципов светскости нам удалось сохранить целостность казахстанского общества в переломный для истории период обретения страной независимости и обеспечить стабильное ее развития. И в будущем, светский характер нашего государства – это важное условие успешного развития и процветания Казахстана.