Гражданское общество и Ислам

Становление и развитие гражданского общества можно назвать одним из ключевых феноменов современности. В ходе своей истории смысл данного понятия значительно менялся.

К тому же, вследствие своей ценностно-ориентированной природы, прямо зависящей от идеационных, политических взглядов интерпретирующего, по сей день существуют различные толкования данного понятия. Но если брать общепринятое толкование, то «гражданское общество», изначально означавшее «политическую общность», т.е. общество, управляемое законом и находящееся под властью определенного государства, в последующем стало означать совокупность объединений, во-первых, сформированных гражданами, действующими на добровольной основе и преследующими свои интересы, во-вторых, независимых от прямого вмешательства и незаконной регламентации со стороны государственной власти. Следовательно, в настоящее время «гражданское общество» можно растолковать как «совокупность множества межличностных отношений, семейных, социальных, экономических, культурных, религиозных и других ассоциаций и структур, которые развиваются в данном сообществе вне рамок государства и без его непосредственного вмешательства либо помощи». В популярном интернет- ресурсе ‘wikipedia’ приводится следующее  определение «гражданского общества», «…совокупность социальных образований (групп, коллективов), объединенных специфическими интересами (экономическими, этническими, культурными и так далее), реализуемыми вне сферы деятельности государства и позволяющими контролировать действия государственной машины. гражданское общество означает совокупность неполитических отношений в обществе: экономических, социальных, нравственных, религиозных, национальных и других, институтами гражданского общества могут считаться все негосударственные организации». 

Очевидно то, что где существует развитое «гражданское общество», государство не довлеет над гражданами во всех аспектах и вопросах жизни; функции государства регламентированы, поэтому государственная машина становится строго подчиненной законам, следит за сохранением прав человека и законности, также перестает быть орудием в руках определенных групп или кланов. Выражаясь иначе, существование полноценного «гражданского общества» несовместимо с жесткой, всепроникающей государственной машиной.

Для развития «гражданского общества» необходимо существование следующих трех условий: 1) гетерогенность общества, т.е. существование непохожих, различных друг от друга категорий, групп или слоев населения; 2) возможности для их самоорганизации; 3) а также возможности для их определенной автономизации от власти и государственной машины. Также для существования подлинно гражданского общества необходимым условием является наличие чувства гражданской ответственности граждан, их цивилизованное поведение и активная гражданская позиция.

Как пишут в последнее время некоторые западные исследователи и ряд мусульманских мыслителей, понятие «гражданское общество» не то, что не чуждо Исламу и исламской цивилизации, наоборот, в источниках Ислама имеются прямые установки на самореализацию и защиту интересов, как индивидов, так и определенных общин. Среди этих ученых можно отметить британского профессора политологии Норманна Бари, ученых- политологов, инициаторов либертарианского движения в Турции профессоров Атиллу Яйла, Мустафу Эрдогана, Омара Чаха и других.

В исламской истории довольно много государственных образований, доказывающих данное утверждение, например, в качестве примера приводят общество Османского государства (больше известного как Оттоманская империя) которое было подобно лоскутному одеялу, состоявшему из множества общественных и религиозных общин как мусульман (например, благотворительных фондов - вакфов, суфийских братств и орденов – тарикатов, обителей- завие, различных гильдий- лонджа, ахи-эрван), так и евреев и принадлежавших различным деноминациям христиан, которые в свою очередь согласно так называемой «миллет системы» (система «наций», т.е. совокупность населявших страну различных конфессий) были полностью автономны в своих внутренних делах.

Для адекватного понимания сути взаимосвязи существующей между учением Ислама и «гражданским обществом», прежде всего, необходимо знать специфику исламского учения и мировоззрения. Как поясняет современный мусульманский мыслитель и социолог Али Булач, для того чтобы дать верный ответ на вопрос - «существует ли понятие «гражданское общество» в исламском мировоззрении?» (выражаясь иначе, «приемлет ли Ислам гражданское общество как таковое?»), следует, прежде всего учитывать то, что согласно учению Ислама, границы полномочий государства четко обозначены и ограничены, таково единодушное мнение («иджма») ученых ханафитской школы (мазхаба), представители которой составляют большинство мусульман- суннитов, (а сунниты в свою очередь составляют 90 % всех мусульман мира), и являлись основателями или же были доминантной силой в таких значимых в мировой истории государственных образований как Аббасидский халифат, Государство Мамлюков, Османское государство, Государство Великих Моголов, Золотая Орда и др.

Один из самых известных современных западных публицистов Фарид Закария (особо не жалующий мусульман, несмотря на то, что сам является этническим мусульманином) отмечает: «Если и стоит отметить какую-то свойственную только Исламу черту, так это не его приверженность деспотии, а как раз обратное: в Исламе существует анти-авторитарная составляющая, … в Исламе нет религиозного истеблишмента, пап и епископов…». 

Ю.Михайлов в своей книге «Пора понимать Коран», которая дает возможность без предубеждений взглянуть на Ислам, привлекает внимание к тому, что «нет ничего, что не наличествовало бы в социальной доктрине мусульман из того, что согласно утверждению Лари Зидентропа присуще западной цивилизации», прежде всего, приверженность равенству, взаимности, утверждение свободы личности. «Никто и ничто, кроме Бога, не довлеет у мусульман над «индивидуальным сознанием». «Принцип согласия, единодушного (на основе консенсуса) мнения, иджма, – один из важнейших источников исламской доктрины и исламского комплекса социальных норм – фикха»

Али Булач пишет о том, что во многих мусульманских государствах в прошлом именно исламское право охраняло «гражданскую сферу», (т.е. гражданские права и свободы) от незаконных посягательств государства и власти (это утверждение может показаться довольно неожиданным для большинства людей, представляющим историю, общество и мировоззрение мусульманских народов через призму «евро-центризма».

Согласно мнению Норманна Бари, «учение Ислама по некоторым параметрам близко к классическому либерализму», например можно утверждать, что именно Ислам привнес основополагающую концепцию «рыночной экономики», много веков раньше, чем это сделал Адам Смит: «Цены устанавливает Всевышний Аллах. Увеличивает наш достаток, уменьшает его и ниспосылает нам хлеб наш насущный только Он. Я могу лишь просить Его обратить на нас Свою щедрость» (Ибн Абидин, хадис от Анас бин Малика). 

Если вернуться к условиям развития «гражданского общества» и основным постулатам Ислама, то следует, прежде всего, отметить, что Ислам «а-приори» принимает гетерогенность общества, т.е. Ислам заблаговременно принимает существование различных этнических, религиозных групп. Так как согласно источникам Ислама существование среди людей верующих и неверующих, представителей различных верований, конфессий, а также существование представителей различных рас и народностей – является одним из знамений могущества и мудрости Создателя. Например, в суре «Юнус», 99-м аяте говорится: «Если бы, Твой Господь захотел, уверовали бы все. Хочешь ли ты принудить людей стать верующими?». Сайид Кутб, которого западные исследователи в силу некоторых причин объявили идеологом фундаментализма, дал следующее толкование приведенному выше аяту: «Этот вопрос задан для того, чтобы сразу же отмести его, потому что принуждения к вере быть не должно». Другой исламский ученый Юсуф Али пишет в толковании данного аята, что «если бы не было воли Аллаха на то, чтобы дать человеку свободу воли, в Его власти было всех создать одинаковыми. Тогда все были бы верующими, но это не было бы добродетелью… Верующие … прежде всего они должны остерегаться искушения навязывать другим свою веру- будь то физическим насилием или такими формами принуждения, как социальное давление, посулы материальных благ или иных выгод, а также прочими видами убеждения. Вынужденная вера- эта не вера…». 

Основные источники Ислама не ограничиваются признанием плюрализма мнений, взглядов, образов жизни, они также гарантируют сохранение этих прав и свобод и многовековая история исламской цивилизации является доказательством этого. Многие города на «мусульманском Востоке» испокон веков были поликонфессиональными, многокультурными и полиэтническими. Со времени появления первых мусульман веками будь-то в Каире, в Дамаске, в Стамбуле, будь то в Сараево, в Иерусалиме, в Дели и многих других городах, где доминирующей силой были мусульмане, храмы мусульман соседствуют с храмами представителей других религий. Это является прямым результатом воплощения в жизнь принципов Ислама о неприятии насилия, уважении плюрализма мнений и приятия «каждого таким, какой он есть». Лондон, Париж, Амстердам, Брюссель и другие города на Западе стали таковыми только в 20-м веке, да и то в большинстве своем, пережив в ходе своей истории длительные периоды колониализма, расовой, религиозной, этнической нетерпимости.

Следует вспомнить и том, что первая община мусульман во главе с пророком Мухаммедом (да благословит и приветствует его Аллах!) жила бок о бок с «людьми писания» (ахл-и китаб- иудеи и христиане) в Медине. Мединский документ , заключенный через год после переселения Пророка с Мекки в Медину (хиджры), гарантировал «людям писания» равные с мусульманами основные права и свободы. Более того, согласно данному документу создавалась единая община верующих, состоящая из представителей различных религий! Впервые в истории человечества основные права и свободы человека, вне зависимости от вероисповедания были юридически оформлены, закреплены и защищены государством. 

Одним словом, Ислам не предполагает существование однотипного общества. К тому же, как подчеркивает современный турецкий политолог и социолог, профессор Омер Чаха, источники Ислама и эпистемология Ислама признают не только гетерогенность общества, но и право граждан на донесение своих мнений (р’ей) и чаяний представителям власти, право на защиту своих интересов, а также признают право граждан, представителей различных групп в «общественном участии». В Исламе гораздо большее значение придается ученым людям, нежели представителям власти, ибо именно ученые являются «наследниками пророков» (об этом говорится в одном из хадисов Пророка Мухаммеда) и власть предержащие и сильные мира сего должны обращаться за советом к ученым и следовать ученым.

Уместно отметить следующий очень важный момент, ускользающий из внимания исследователей, следующих современной секулярной, позитивистской методологии - одним из необходимых условий толкования Корана (тафсира) является выяснение того, является ли рассматриваемый аят мирововззренческим или же «обусловленным определенными неординарными условиями», т.е. ситуативным. Для этого следует знать причину ниспослания соответствующего аята (на арабском «нузуль-уль асбаб»), иметь возможность целостного прочтения и толкования, т.е. знать контекст, цели Корана и Сунны, общий дух Ислама. Некоторые исламские ученые придерживаются того мнения, что чтение неподготовленными людьми простого «перевода смыслов» аятов Корана (перевод Корана сделать невозможно), а не толкований, чревато многими опасностями. Не имея представления об общем контексте Корана, о причине ниспослания аятов (нузул-уль асбаб), можно прийти к глубоко ошибочным заключениям, например, «ситуативные» аяты принять за мировоззренческие, особенно в теме войны и мира.

Из источников Ислама следует, что мирное сосуществование представителей различных религий является правилом, а война – временным исключением (бил-арад). В десятилетнем мединском периоде, когда мусульманам было разрешено вести вооруженную борьбу с воевавшими против них силами, Пророк Мухаммед (да благословит его Аллах и приветствует) провел в боевых походах всего 50 дней, большинство времени было затрачено на прохождение пути, а всего лишь три (3!) дня были проведены непосредственно в боевых действиях. Если руководствоваться сухой статистикой из жизни Пророка Мухаммеда (с.а.в.) и периода первого поколения мусульман, то доподлинно известно, что из восьми тысяч (8000) дней миссии пророчества (начиная возрастом 40 лет кончая кончиной на 63-ем году жизни), выходит что в общей сложности всего лишь три (3) дня были в военных действиях. Т.е. исламская цивилизация была основана в период жизни Посланника Аллаха (мир ему) за восемь тысяч (8000) дней из которых семь тысяч девятьсот девяносто семь (7997) дней были мирными (!) и это в седьмом веке, будучи окруженным племенами и народами которых можно отнести к «варварским» или «имперским». 

А в 27 военных походах и 60 военно-разведывательных операциях со стороны противника погибло около 250 человек, т.е. приблизительно в каждой военной операции погибло около трех человек, воевавших против мусульман. Но по истечении этого 10 летнего периода Ислам распространился по территории, равной приблизительно всей Европе, и это не смотря на то, что община Посланника Аллаха была окружена со всех сторон - как враждебными племенами язычников-арабов, так и враждебно отнесшимися к мусульманам Персидской и Римской империями, являвшимися супер-державами того периода! Пророк Мухаммед (да благословит его Аллах и приветствует) первым в истории человечества заложил основы гуманитарного права. Посланник Аллаха категорически запретил убивать во время войны всех тех, кто не воюет – детей, женщин, немощных, монахов, священников занятых богослужением, тех, кто сложил оружие, попавших в плен. Приказал оказывать посильную помощь раненым противника. Он также наложил запрет на пытки, глумление над телами погибших, уничтожение посевов, деревьев, скота, жилищ или небольшой группы людей, и расходуют на благочестивые, угодные Аллаху цели из того, чем наделил их Аллах» (Св. Коран, сура «аш-Шура», аят 38). 

 Претворение в жизнь принципов совещательности («шура») и справедливости («адль») в полной мере соответствует особенностям социума, который несет в себе идея «гражданское общество».

В результате социологических исследований проведенных американскими учеными Р.Инглхарт и П.Норрисом было эмпирически доказано, что западные и мусульманские общества разделяют общие политические ценности, не считая отношения к сексуальным меньшинствам, т.е. было наглядно доказано, что является глубоко ошибочно считать, что якобы исламский мир, вообще мусульманские сообщества «онтологически» не приемлют ни прав человека, ни свободного общества, ни демократию.

Ислам делает акцент именно на «человеке», «венце творения и наместника Всевышнего на земле», с его душевными и материальными потребностями, к которому Создатель обращается со Своим Откровением посредством пророков, а не на «государственной машине», или определенном сословии, или группе людей, и это в большей степени созвучно с тем, какое значение придается в современных демократиях «индивиду». В Священном Коране говорится: «Мы оказали почёт сынам Адама (почтили сынов Адама) … Мы наделили их благами и даровали им явное превосходство над многими из тех существ, которых Мы сотворили, возвысив их над ними умом, способностью думать, рассуждать и видеть истину» (сура 17, аят 70), этот аят указывает 28 на божественное почтение, придание Творцом человеку высочайшего онтологического статуса.

Также, источники Ислама гарантирует неприкосновенность жизни, свободы и имущества, что является основой демократического общества.

Как утверждает Али Булач, в отличие от некоторых «политизированных» течений, зародившихся в качестве реакции на колониализм и использовавших, вернее «инструментализировавших» Ислам в качестве доктрины сопротивления и национальноосвободительной борьбы или же зародившихся в качестве реакции на пост- колониальный синдром и использовавших исламские лозунги с целью борьбы с авторитаризмом и преодоления социальной несправедливости, следующий кораническому и пророческому духу «гражданский Ислам» характеризуется тем, что акцентирует внимание на духовном преображении общества, воспитании души и разума, духовном и мирском образовании. Выражаясь иначе, для так называемого «гражданского Ислама», соответствующего кораническому и пророческому духу, общество и социум важнее, чем политика и система управления. «Гражданский Ислам» не бросает именно политический вызов существующему порядку, он ищет альтернативные пути разрешения насущных проблем человека и общества, которые вытекают, прежде всего, из духовных проблем, духовного обнищания и дезориентации человека, а также общества. 

Из вышесказанного можно заключить, что одним из ключевых различий мусульманского социума от европейского заключается в том, что в Европе гражданское общество зародилось и развивалось, с одной стороны, по мере ослабления роли, которую играла средневековая католическая церковь в обществе, а с другой стороны, по мере усиления индустриальной революции, развития секулярного капиталистического класса, тогда как исламской цивилизации, исламскому миру это было не присуще. Ислам изначально зародился как «гражданская инициатива» в лице Пророка Мухаммеда (мир и благословение ему!) и его сподвижников, и духовная традиция первых поколений мусульман в последующем поддерживалась многочисленными учеными и праведниками. Богатое духовное, интеллектуальное, культурное наследие исламской цивилизации было создано именно тогда, когда в мусульманских обществах преобладала «гражданственность». Мусульмане стали основателями величайшей цивилизации именно в этот период. 

Евро-центрические и позитивистские толкования религии, в особенности Ислама, являющиеся по своей сути однобокими и стерео-типичными, изжили себя, они не отвечают требованиям нашего времени и не могут объективно объяснить процессы, происходящие или назревающие как в Исламском мире, так и в общем в мусульманских сообществах во всем мире. Ислам и исламская цивилизация рассматриваются поверхностно, в рамках и категориях присущих исключительно секулярному западному мировосприятию, что никак не дает объективной оценки Ислама и исламского мира. Исследования Ислама осуществленные по «старой» методологии, которые заблаговременно, априорно противопоставляют «современность» или «основополагающие либеральные ценности» с учением Ислама, не могут дать адекватного ответа или дают крайне пессимистические ответы на следующие вопросы: «каковы перспективы развития полноценного демократического общества в мусульманских странах?», «опасно ли усиление роли религиозного фактора в мусульманских странах и сообществах и как это будет влиять на развитие демократических прав и свобод в этих странах?», «возможно ли развитие в мусульманских странах и сообществах, делающего акцент на защиту прав и свобод человека сильного правого государства, со своей определенной спецификой?».

В заключении следует подчеркнуть, что существует реальная необходимость в осознании того, что в Исламе делается установка на становление социально активной, законопослушной, добропорядочной личности (Посланник Аллаха завещал, что «истинно верующий– это тот, с кем люди независимо от того, верующие они или нет, чувствуют себя спокойно и безопасно» , «Аллах не проявит милосердие к тому, кто не будет милосерден к людям», призывал к совершению благих деяний, имеющих цель быть полезным окружающим вне зависимости от их вероисповедания и происхождения, и приятию «каждого таким, какой он есть» ), а также в осознании прямой связи существующей 34 между постулатами Ислама и развитием «гражданского общества».

Галым Жусипбек (Доктор PhD и MA, факультет политологии, Анкарский Университет, (PhD, MA, Ankara University, Faculty of Political Science)