Почему «Исламское государство» возникло именно в Ираке и Сирии: роль исламского многообразия

Появление «Исламского государства» стало для многих неожиданностью и породило попытки объяснить его исключительно через призму войны, внешнего вмешательства или радикальной идеологии. Однако подобный подход упрощает реальную картину. Для понимания того, почему ИГ возникло именно в определённых регионах, необходимо учитывать внутреннее многообразие исламской традиции.

Ни одна религия не является монолитной. Например, то, как католицизм практикуется в сельских районах Италии, заметно отличается от того, как он практикуется, скажем, в Нью-Йорке. Язык, культура, традиции, политический и социальный контекст и даже питание в этих двух местах различны.

Подобные географические различия имеют важное значение и в исламе. Однако не менее значимы многочисленные правовые школы и их интерпретации. Поскольку ислам является религией, в основе которой лежит право (шариат), различия в толковании этого права существенно повлияли на формирование региональных особенностей.

В современном мире важную роль играет и наличие других религий. Так, в Малайзии доля религиозных меньшинств относительно велика и может достигать 40% населения. В Саудовской Аравии таких меньшинств практически нет.

Это означает, что Малайзии пришлось разработать конституцию, обеспечивающую защиту прав религиозных меньшинств, тогда как Саудовская Аравия в этом не нуждалась. Именно поэтому ислам в этих двух странах имеет столь разные формы.

Школы мысли

Существуют и исторические причины подобного разнообразия. Вопреки распространённому мнению, ислам не возник в полностью сформированном виде во времена пророка Мухаммада (570–632). В тот период велись ожесточённые споры о природе религиозной и политической власти, а также о том, кто является мусульманином, а кто — нет.

Столь же ошибочно полагать, что некое единое учение просто распространилось по Средиземноморью и за его пределами.

Формирование послания Мухаммада в полноценную религию ислама — с развитой правовой и доктринальной системой — заняло столетия и выходит за рамки данного анализа.

Важно, однако, отметить, что это послание распространялось в различные регионы, не имевшие чётко установленных границ. Современные национальные государства возникли значительно позже. Каждый из этих регионов уже обладал собственными религиозными, правовыми и культурными традициями.

В результате ислам был вынужден формироваться с учётом местных обычаев и представлений. Это происходило, в частности, через создание судебных институтов, формирование класса богословов-юристов (улема; в шиитском исламе — муллы), разработку правового кодекса (шариата) и системы его толкования на основе правовых заключений (фатв).

Множество локальных практик возникло в попытке осмыслить послание Мухаммада. Именно эти практики и интерпретации привели к формированию различных правовых школ.

Хотя изначально таких школ существовало значительно больше, со временем в суннитском исламе их число сократилось до четырёх: ханафитской, маликитской, шафиитской и ханбалитской. Несмотря на то что все они признают друг друга ортодоксальными, между ними существуют существенные различия в интерпретации исламского права. Некоторые из этих интерпретаций являются более консервативными, чем другие.

В шиитском исламе также существует несколько правовых школ.

Каждая из четырёх суннитских школ ассоциируется с определёнными регионами (аналогично и в шиитском исламе). Так, маликитская школа сегодня широко распространена в Египте и Северной Африке; ханафитская — в Западной Азии; шафиитская — в Юго-Восточной Азии; ханбалитская — наиболее консервативная — преимущественно в Саудовской Аравии и странах Персидского залива.

Принципиальные различия

Всё это правовое и локальное разнообразие породило различные интерпретации ислама. Тем не менее, несмотря на такое региональное и правовое многообразие, многие мусульмане и немусульмане продолжают говорить об исламе и шариате так, будто это неизменные и однородные явления.

Один пример может наглядно показать глубину различий внутри ислама. Многие немусульмане бывают удивлены, узнав о культе святых, а именно о той роли, которую суфийские святые (суфизм — мистическое направление в исламе) играли и продолжают играть в повседневной жизни мусульман.

Суфийский святой — это человек, считающийся праведным и достигшим близости к Богу. Молитвы таким святым и паломничества к их усыпальницам являются способом, в частности, обращения за заступничеством.

Хотя подобные практики отчасти напоминают культ святых в католицизме, в исламе они носят значительно более локальный характер. Этот локально варьирующийся культ святых играл и продолжает играть важную роль в религиозной жизни мусульман — от Марокко на западе до Пакистана на востоке.

Считается, что почитание святых способствует исцелению больных, помогает бесплодным, приносит дождь и так далее. Разумеется, такие практики нередко вызывают резкое неприятие со стороны более фундаменталистских интерпретаций ислама.

Хотя большинство правовых школ относятся к подобным практикам терпимо — пусть и с определённым недовольством, — консервативная ханбалитская школа категорически запрещает подобные культы. Её последователи, в частности, разрушали усыпальницы святых как в домодерный, так и в современный периоды. Они также несут ответственность за уничтожение святынь, связанных с семьёй пророка Мухаммада, включая мавзолеи его жён.

Ханбалитская школа, опираясь на финансовые ресурсы правящей семьи Саудовской Аравии, предпринимала попытки расширить своё влияние и в других регионах. Представители этой школы, например, строили медресе в районах, традиционно находившихся под влиянием иных правовых школ.

Большинство фундаменталистских движений в исламе, включая «Исламское государство», вышли именно из подобных ультраконсервативных течений. Так, движение «Талибан» в Афганистане и Пакистане испытало влияние наиболее консервативных элементов ханбалитской идеологии, несмотря на то что действует в среде, где исторически преобладает ханафитская правовая традиция.

Цель многих подобных групп, которых иногда называют ваххабитами или салафитами, заключается в возвращении к тому, что они считают «чистым» или «первозданным» исламом времён Мухаммада и его первых последователей. Как правило, они придерживаются жёстких интерпретаций ислама, строгих норм одежды и жёсткого разделения полов.

Сегодня в мире насчитывается более полутора миллиардов мусульман, что делает ислам второй по численности религией после христианства. Однако это чрезвычайно богатая и многообразная религия, и данное разнообразие необходимо учитывать при её анализе.

Самое главное — это разнообразие нельзя игнорировать или сглаживать упрощёнными лозунгами и стереотипами. Тот факт, что в Саудовской Аравии женщинам запрещено водить автомобиль, тогда как в таких странах, как Малайзия, это разрешено, наглядно демонстрирует глубину этих различий.