Понимание «бидъа» саляфитами

Бидъа – новшество, нововведение.

Понятие «бидъа» является одним из ключевых вопросов в верубеждении саляфитов. Сразу отметим, что саляфиты под значение «бидъа» подводят все, что, по их мнению, противоречит Корану и сунне, все то, о чем не упоминается в Коране и сунне.

Следует отметить, что ученые ахлюс-сунны уаль-джамаа, то есть ученые четырех мазхабов, мазхабов ханафи, шафии, ханбали и малики, рассматривают значение «бидъа» с точки зрения лингвистики и религиозной терминологии. Так, известный арабист Аль-Фуюми в книге «Мисбахуль Мунир» и Мухаммад Муртаза Аз-Забиди в книге «Таджуль Арус» сказали: «Бидъа» на арабском языке означает: то, что появилось и не было подобного этому ранее; в Шариате: то, что появилось после смерти Пророка (мир ему и благословение Аллаха) , и нету аята и хадиса об этом».

По мнению ученых ахлюс-сунны, в шариате бидъа (нововведение) бывает двух видов:

  1. Недозволенная. Например, обвинение верующих в куфре, приписывание Аллаху органов и т.д.
  2. Дозволенная. К примеру, исламские учреждения, четки, книги, мавлид и т.д.

Никто из ученых четырех мазхабов не считал однозначно, что каждое нововведение является заблуждением, так как из истории известно, что как во времена сподвижников, так и во времена табигинов были нововведения, которых не было во времена Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует). В качестве примера можно привести совершение тарауих намаза джамаатом во времена второго праведного халифа Омар ибн Хаттаба (да будет доволен им Аллах), тогда как во времена  Пророка (мир ему и благословение Аллаха) и правления первого праведного халифа Абу Бакра (да будет доволен им Аллах) верующие не собирались в мечети для тарауиха джамаатом.

Также в качестве примера можно упомянуть и второй азан (призыв к намазу) для совершения пятничной молитвы во времена третьего праведного халифа Османа ибн Аффана (да будет доволен им Аллах). Ведь второго азана не было во времена Посланника Пророка (мир ему и благословение Аллаха), а также халифов Абу Бакра и Омара ибн Хаттаба (да будет доволен ими Аллах). И таких примеров предостаточно!

Теперь коротко о понимании «бидъа» учеными ахлюс-сунны уаль-джамаа.

  1. Согласно мазхаба ханафи:

Имам Ибн Абидин Ханафи (рохматуллахи аляйхи) сказал: «Нововведение бывает обязательным – как изучение знаний в ответ заблудшим и изучение грамматики, чтобы понимать Корна и сунну. Бывает желательным – как строительство медресе и каждое благое, которое не было в основе (во времена Пророка). Бывает нежелательным – как декорирование мечетей. Бывает дозволенным – как разнообразие еды и питья или одежды». («Хашият», том 1, стр. 376).

Имам Бадрудин Айнию (рохматуллахи аляйхи) сказал: «Бидъа – это действия, которых не было во времена Пророка (мир ему и благословение Аллаха). Далее оно делится на два вида: если содержит благое в Шариате, то называют – одобренное нововведение, если же содержит плохое, называют – порицаемое нововведение». («Сахих Аль-Бухари», том 11, стр. 126)

  1. Согласно мазхаба шафии:

Имам Шафии (рохматуллахи аляйхи) сказал: «Бидъа бывает двух видов:

  1. Похвальная – соответствующая сунне.
  2. Порицаемая – противоречащая сунне («Хульятуль Авлия», том 9, стр. 76).

Имам Шафии (рохматуллахи аляйхи) порицал называть нововведением то, что имеет основу в Шариате, даже если предшествующие три поколения мусульман, именуемые как саляфус-солихун (праведные предшественники), не совершали этого, ибо они могли не соблюдать это действие по каким-то причинам, или в их время лучше было оставить его, или они упустили знания об этом действии. («Манакибу» Шафии, том 1, стр. 461).

  1. Согласно мазхаба малики:

Шейх Ахмад, сын Яхйи Уаншариси Аль Малики, (рохматуллахи аляйхи) сказал: «Поистине, нововведения надо соотносить с канонами Шариата, и в зависимости от решения Шариата (обязательное, желательное и т. д.), то и нужно оставлять. И когда будет такой подход, то, нет сомнения, слова Пророка (мир ему и благословение Аллаха): «Каждое нововведение – заблуждение» – это общее понятие, не конкретизированное, какое нововведение как утвердили имамы». («Аль-Мияруль Муриб»)

  1. Согласно мазхаба ханбали:

Имам Ибн Асир (рохматуллахи аляйхи) сказал: «Нововведения бывают двух видов: правильное и заблуждение. Нововведение, противоречащее повелению Аллаха и Его Посланника (мир ему и благословение Аллаха), является заблуждением». («Нихаяту фи гарибиль хадис»)

Обращаем внимание на правило шариата, что если нет аята, хадиса или иджма (единогласное решение) ученых на запрет какого-либо нововведения, то оно не запретно. В качестве примера следует указать, что в Коране и сунне нет запрета на суфизм, коллективный зикр, проведение маулида, использование  четок и т.п.

Да наставит нас Всевышний Аллах на путь истины и дарует правильное понимание вещей! Аминь!

Абдуссамад Махат