Библия и Коран: истоки и параллели

Казахстан – многонациональное и многоконфессиональное государство, в котором складываются взаимоотношения многообразных религиозных организаций с государством и обществом.

Для стабилизации этих отношений важным является поиск диалога между религиозными организациями и объединениями, который предполагает сознательную ориентацию на взаимоуважение традиций, имеющих право на существование иного культурного мира. Для конструктивного диалога культур и религий необходимо акцентировать внимание на ценностных идеалах, являющихся едиными для всех религиозных систем, что предпринимается авторами в данном исследовании и представляет его актуальность. В век глобализации, технократичный век, продвижение духовных ценностей имеет особое значение.

Модель межконфессионального согласия, заложенная в казахстанском обществе, отражает саму политику государства, которая за одну из высших ценностей объявила создание единого общества. Данная цель достигается посредством последовательных шагов в рамках установления в обществе светских принципов и правовых норм. Поэтому в преамбуле Закона РК «О религиозной деятельности и религиозных объединениях» от 11 октября 2011 года прописана роль, ислама ханафитского мазхаба и христианства православного толка в развитии культуры и духовной жизни казахстанского народа [1], тем самым подчеркивая одну из особенностей религиозной жизни в стране.

С 2016 года в школах Казахстана введён обязательный предмет — религиоведение. Основными целями введения данного предмета объявлены повышение общего уровня знаний о религии и формирование у молодежи толерантного сознания, не приемлющего идей экстремизма и терроризма.

Республика Казахстан посредством своей собственной модели реализовала человеческий потенциал казахстанского общества и направила его на созидание более тесных и дружелюбных связей внутри государства вне зависимости от его расовой, этнической и религиозной принадлежности. В ходе 11 сессии Ассамблеи народов Казахстана Нурсултан Назарбаев предложил сделать религиозные праздники, первый день Курбан айта и православное Рождество, выходными днями. На ряду с мечетями возводятся и христианские храмы. Известный турецкий писатель Харун Яхья в своей книге «Ислам проклинает террор» пишет: «Важнейшая истина, которой Коран учит верующих – это глубочайшее почитание и уважение к местам совершения богослужений христиан и иудеев. Коран гласит, что места поклонений людей Писания, т.е. монастыри, церкви и синагоги находятся под защитой Аллаха». [2].

Как считают сегодня многие теологи, отношения между религией и наукой должны строиться по принципу дополнительности, без каких-либо крайностей – чрезмерного превознесения или принижения той или другой стороны. Одна из важнейших задач теологии – построение единой, целостной картины мира.

Современное общество, видимо обоснованно, видит в религии некую духовную силу, способную помочь обществу выйти из кризисного состояния, в связи с этим обращение к сакральным книгам, в которых мы видим квинтэссенцию религиозного мировоззрения, является насущной потребностью сегодняшнего дня. Необходимо преодолеть сложившееся отчуждение между обществом и священными книгами, ввести их в активный культурный оборот.

Актуальность обуславливается и тем, что и Танах, и Библия, и Коран представляют собой памятники, которые не могут быть локализованы исключительно границами религиозного видения. Их можно и должно осмысливать, и переживать как явление культуры в целом.

Исторически сложилось так, что Танах, Библия и Коран, сконцентрировавшие в себе мировоззренческие идеи иудаизма, христианства и ислама, явились основой культуры Казахстана. Знание этих сакральных текстов продиктовано жизненной необходимостью, поскольку эти религиозные тексты освещают особенности и своеобразие иудейской, христианской и мусульманской культур. В этих священных книгах представлены этические и эстетические идеалы, на основе которых сформировалась иерархия духовных ценностей христианской и мусульманской культур.

Танах, Библия и Коран уже не одно тысячелетие волнуют, будоражат, терзают умы миллиардов людей. Одни относятся к ним с религиозным трепетом, другие, считают их литературно-историческими памятниками, стремятся постичь премудрость этих книг научными методами или выискивают в них противоречия, а третьи, отвергают их. Есть и такие, кто просто равнодушен к ним. Эти великие книги – Танах, Библия и Коран, сыграли значительную роль в становлении человечества, в его социально-нравственном возвышении. Библия, включающая в себя Ветхий и Новый заветы, – святыня христиан; однако, первая ее часть – Ветхий завет (Танах) – святыня иудаизма – национальной религии евреев. Здесь следует оговориться, что термин «иудаизм» появился в 80-х годах XIX в. В иврите – священном языке евреев – понятие «иудаизм» отсутствует, так как для них религия – образ жизни, который помогал им отделить себя от инородных религиозных представлений и препятствовал их христианизации. Коран же почитается мусульманами, в то же время мусульмане не отрицают святость Торы – первых пяти книг Ветхого завета (Таура), Псалтири (Забур), Евангелия (Инджил). «И даровали Мы ему (Исе – авторы) Евангелие (Инджил), в котором – руководство и свет, и с подтверждением истинности того, что ниспослано до него в Торе и руководством и увещанием для богобоязненных» (5:50). «И вложили в сердца тех, которые последовали за ним (Исой авторы) кротость и милосердие (57:27)».

Религиозные верования наших предков на протяжении столетий, а нередко и тысячелетий впитывались в плоть и кровь народа, становились национальными верованиями, и поэтому оказали влияние на национальную культуру, обычаи, традиции, язык и т.д. Сегодня не только на уровне обыденного сознания, но и даже среди образованного населения наблюдается смешение национального и религиозного. Нередко на вопрос об отношении к религии респонденты отвечают: «Я – христианин; Я – мусульманин», – хотя по сути дела не верят в Бога и не выполняют религиозных предписаний, т.е. являются неверующими. Подобное отождествление национального и религиозного способствует обособлению народов, издревле исповедующих различные религии, и не помогает сближению их, поскольку любая религия стоит на позициях вероисключительности. К примеру, русская православная церковь упорно стоит на позициях собственной вероисключительности, не желая идти на компромиссы с другими христианскими конфессиями в экуменическом движении. Даже в своем названии констатирует, что православные правильно славят Бога. А мусульманские богословы, размышляя о проблемах современного мира, утверждают, что последователи ислама не должны признавать того, что ни Аллах, ни пророк Мухаммад не сообщили им и что не согласуется с Кораном (140.412).  Мусульмане непременно называют себя правоверными, т.е. правильно верующими в Бога. Отсюда следует, что одни правильно верят и славят Бога, а другие значит – неправильно, то есть являются кривославными или бесославными?

Светский вариант этой проблемы люди пытались решить еще с древнейших времен. Например, в Эпоху Возрождения Боккаччо в «Декамероне» в новелле третьей рассказывает о том, как еврей Мельхиседек рассказом о трех перстнях избегает подстроенной ему Саладином, султаном вавилонским, неприятности. Султан захотел завладеть имуществом еврейского купца, якобы законным путем. Он надеялся, что Мельхиседек на вопрос чья религия (иудеев, христиан или мусульман) лучше? Ответит, что религия его (еврейского) народа лучше других. И тогда Саладин посчитав себя оскорбленным (на законном основании) сможет отобрать имущество у заносчивого купца. Но Мелхиседек чувствуя подвох со стороны султана на его вопрос ответил следующей притчей:

Жил некогда знатный и богатый человек и был в его сокровищнице дивный и дорогой перстень, желая, чтобы перстень переходил из рода в род, он сделал распоряжение: тот из его сыновей, которому он завещает перстень, должен быть признанным за его наследника, и всем остальным следует почитать и уважать его как старшего в роде, за короткое время перстень сменил многих владельцев и в конце концов достался человеку, у которого было три прекрасных и благонравных сына, во всем послушных отцу, за что отец любил их всех одинаково и не знал на ком остановить свой выбор, в конце концов он счел за благо устроить так, чтобы все оставались довольны: он тайно заказал ювелиру изготовить еще два точно таких же перстня. Перед смертью он каждому сыну, втайне от других, вручил по перстню. После смерти отца все трое притязали на его наследство и почет, и каждый, отводя домогательства другого, как доказательство неотъемлемости своих прав на наследство, предъявлял перстень. Перстни были так похожи, что никто не мог отличить, какой из них подлинный, и вопрос том, кто наследует отцу остался открытым и остается таковым и по сей день. Из этого рассказа Мелхиседек делает вывод, что, то же самое можно сказать и о трех законах (иудаизма, христианства и ислама), которые Бог-отец дал трем народам: каждый народ считает себя наследником, обладателем и исполнителем истинного закона, открывающего перед ним путь правый, но кто из них им владеет – этот вопрос, подобно вопросу о трех перстнях, остается открытым. Этим рассказом Мелхиседек спасает свое имущество от посягательств Саладина [3].

Стоять на позиции национальной исключительности также опасно, поскольку она умаляет достоинства других народов, унижая их. Такая позиция непременно вызывает негативное отношение, создает межнациональное напряжение. А в настоящее время перед человечеством стоит задача не только социально-экономической консолидации, но и осознание духовного единства всех людей. И особенно важна эта задача для многонациональных, поликонфессиональных государств. К их числу относятся Казахстан и Россия, а также многие другие мультикультурные государства, правительствам и народам которых пора осознать, что в их государствах проживают не только православные христиане, но и католики, протестанты, мусульмане, представители нетрадиционных для полиэтнических и поликонфессиональных стран религий, а также люди, относящиеся индифферентно к религии и атеисты. И эти мультикультурные государства в своей политике должны учитывать интересы всех слоев населения. Поэтому в наши дни следует не размежевывать нации, исповедующие разного рода религии, но прежде всего их консолидировать, а для этого следует искать и вычленять в культуре, верованиях, обычаях, традициях народов то общее, что способствовало бы духовному возрождению не одного народа, а всех, проживающих на территории полиэтнических и поликонфессиональных государств. И не только их, а в масштабе всей земли. И поскольку наша планета становится все меньше и меньше не в физическом, а в социальном смысле: рушатся межнациональные границы в Европе, человек перемещается из страны в страну со сверхзвуковой скоростью, а информацию о происходящих событиях в какой -либо стране он получает в тот же день, в тот же час и в ту же минуту, находясь в любом уголке земного шара. Исчезает провинция. Благодаря интернету расстояния вообще сводятся к нулю. Сегодня экономический кризис охватывает не отдельно взятую страну, а протекает в глобальном масштабе. Возникающие межнациональные и межрелигиозные конфликты отражаются на Мире в целом. Экологические катастрофы также не знают границ. Человечество, несмотря на сохраняющиеся расовые, национальные, религиозные и иные различия, становится все более единым и у него формируется новое видение мира.

Немаловажную роль в этом процессе, думается, могут сыграть христианство и ислам, оказавшие значительное влияние на становление и развитие национальных культур народов Казахстана и России. А для этого, на наш взгляд, следует обратиться к идеологическим истокам данных религий, к их священным текстам – Библии и Корану.

Никифоров А.В., д.ф.н., профессор, член-корреспондент Академии социальных наук Республики Казахстан, г. Петропавловск.

Синяков О.В., магистр гуманитарных наук, религиовед Центра общественного развития, г. Нур-Султан

  1. Закон РК «О религиозной деятельности и религиозных объединениях» от 11 октября 2011 года (с изменениями и дополнениями по состоянию на 15.11.2020 г.). [Электронный ресурс]. – URL:

https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=31067690

  1. Харун Яхья. «Ислам проклинает террор», 2002, Астана, «Classic-M», 2002. С. 75
  2. Джованни Боккаччо. «Декамерон», ISBN: 5-85366-105-1/5-306-00106-8. [Электронный ресурс]. – URL: https://librebook.me/the_decameron